Балет список – Список солистов балетной труппы Большого театра — Википедия

Список балетов Джорджа Баланчина — Википедия

Год Премьера Название балета Композитор Декорации и костюмы Первые исполнители Дирижёр Труппа Илл.
1925 17 июня, Париж,
Театр Гете-лирик
Песнь соловья
(фр. Le Chant du rossignol, новая редакция)
Игорь Стравинский Анри Матисс Алисия Маркова, Лидия Соколова, Сергей Григорьев, Джордж Баланчин, Николай Кремнёв Русский балет Дягилева
11 декабря, Лондон,
Колизеум
Барабо
(фр. Barabau)
Витторио Риети Морис Утрилло
(д. вып. князем Шервашидзе)
Леон Войциковский, Серж Лифарь, Алиса Никитина, Александра Данилова, Тамара Жева Русский балет Дягилева
1926 19 мая, Париж,
Театр Сары Бернар
Пастораль
(фр. Pastorale)
Жорж Орик Педро Прюна
(д. вып. князем Шервашидзе)
Фелия Дубровская, Тамара Жева, Серж Лифарь, Тадеуш Славинский
Русский балет Дягилева
3 июня, Париж,
Театр Сары Бернар
Чёртик из табакерки
(англ. Jack in the Box)
Эрик Сати Андре Дерен
(д. вып. князем Шервашидзе)
Станислав Идзиковский, Александра Данилова, Любовь Чернышёва (?) Русский балет Дягилева
3 декабря, Лондон,
Театр Лицеум
Триумф Нептуна
(фр. Le Triomphe de Neptune)
Лорд Бернерс князь Шервашидзе (д.)
Педро Прюна (к.)
Александра Данилова, Серж Лифарь, Лидия Соколова, Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва, Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джордж Баланчин, Константин Черкас Русский балет Дягилева
1927 30 апреля,
Опера Монте-Карло
Кошка
(фр. La chatte)
Анри Соге Наум Габо
Антуан Певзнер (сценография и скульптуры)
Алиса Никитина, Серж Лифарь Русский балет Дягилева Spessitseva 002.jpg
1928 12 июня, Париж,
Театр Сары Бернар
Аполлон Мусагет
(фр. Apollon musagète)
Игорь Стравинский Андре Бошан
(д. вып. князем Шервашидзе)
Шанель (к., 1929)
Серж Лифарь, Алиса Никитина, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская Русский балет Дягилева Ballets Russes Apollon 1928.jpg
16 июля, Лондон,
Театр Его Величества
Боги-нищие
(фр. Les Dieux mendiants;

англ. The Gods Go A-Begging)

Георг Фридрих Гендель Лев Бакст (д. из «Дафниса и Хлои»)
Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки»)
Александра Данилова, Леон Войциковский, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская, Константин Черкас Русский балет Дягилева
1929 7 мая,
Опера Монте-Карло
Бал
(фр. Le Bal)
Витторио Риети Джорджо де Кирико Александра Данилова, Антон Долин, Андрей Бобров, Фелия Дубровская, Леон Войциковский, Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж Лифарь Русский балет Дягилева
21 мая, Париж,
Театр Сары Бернар
Блудный сын
(фр. Le fils prodigue)
Сергей Прокофьев Жорж Руо
(д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной)
Серж Лифарь, Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская, Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский, Антон Долин Русский балет Дягилева[* 1] Anton Dolin.jpg
1933 7 июня, Париж,
Театр Елисейских Полей
Моцартиана[en] Пётр Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана[en]», 1887) Кристиан Берар (д., к. и занавес) Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и Роман Ясинский
«Балет—1933»[* 2]
1935 1 марта, Нью-Йорк,
театр Адельфи[en]
Серенада Пётр Чайковский (Серенада для струнного оркестра, 1880) Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.) Шандор Хармати Американский балет[* 3]
1941 Нью-Йорк Балюстрада Игорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром) Павел Челищев
1946 27 января, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Сомнамбула[en] Витторио Риети
(на темы из опер Винченцо Беллини)
Александра Данилова, Николас Магалланес
[en]
, Мария Толчиф
Русский балет Монте-Карло
20 ноября, Нью-Йорк Четыре темперамента Пауль Хиндемит Курт Селигман Уильям Доллар[en], Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другие Леон Барзен, пианист — Николаc Копейкин Балетное общество[en]
1947 28 июля, Париж,
Гранд-опера
Хрустальный дворец Жорж Бизе
(Симфония № 1, до мажор[en], 1855)
Леонор Фини Лисетт Дарсонваль[fr] и Александр Калюжный[fr], Тамара Туманова и Роже Ритц, Мишлен Барден и Мишель Рено, Мадлен Лафон и Макс Боццони[fr] Роже Дезормьер Парижская опера[* 4]
26 ноября, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Тема с вариациями П. И. Чайковский
(финал сюиты № 3, 1884)
Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской[en]) Алисия Алонсо, Игорь Юшкевич Макс Гоберман[en] Театр балета[* 5]
1948 28 апреля, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Орфей[en] Игорь Стравинский Исаму Ногути (д. и к.), Жан Розенталь[en] (свет) Орфей — Николас Магалланес[en], Эвридика — Мария Толчиф, Вакханка — Танакиль Леклерк, Тёмный ангел — Франциско Монсьон[en] Балетное общество[en]
1949 27 ноября, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы
[en]
Жар-птица Игорь Стравинский Марк Шагал (1945, для Мясина) Мария Толчиф, Франциско Монсьон[en], Патриция Макбрайд[en], Эдвард Бигелоу Леон Барзен Нью-Йорк Сити балет[* 6]
1951 20 февраля, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Вальс Морис Равель (Вальс[en], 1920) Жан Розенталь[en] (д.), Барбара Каринска[en] (к.), Рональд Бэйтс[en] (свет) Вида Браун, Эдвина Фонтейн, Джиллиана, Патриция Уалйд[en], Фрэнк Хоуби, Ивонн Мунси[en], Мишель Мол, Диана Адамс[en], Герберт Блисс, Танакиль Леклерк, Николас Магалланес[en], Франциско Монсьон
[en]
Нью-Йорк Сити балет
1954 2 февраля, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Щелкунчик Пётр Чайковский Гораций Армистед (д.), Барбара Каринска[en] (к.) Клара — Зина Бетьюн, фея Драже — Мария Толчиф, её кавалер — Николас Магалланес[en], Капля росы — Танакиль Леклер, Кофе — Франциско Монсьон[en], Карамелька — Роберт Барнет, Мэри — Альберта Грант, Дроссельмейер — Михаил Аршанский, Щелкунчик, юный племянник Дроссельмейера — Поль Никель Нью-Йорк Сити балет
1957 1 декабря, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Allegro Brillante Пётр Чайковский
(Концерт для фортепиано с оркестром № 3, 1893)
Мария Толчиф
1957 1 декабря, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Агон[en] Игорь Стравинский Тодд Болендер[en], Барбара Милберг, Барбара Уолцак, Рой Тобиас, Джонатан Уоттс, Мелисса Хайден[en], Диана Адамс[en], Франциско Монсьон[en], Патриция Макбрайд[en], Артур Митчелл Нью-Йорк Сити балет
1958 17 января, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Звёзды и полосы марши Джона Филиппа Соуза в оркестровке Херши Кея[en] Дэвид Хейс (д.), Барбара Каринска
[en]
(к.)
Аллегра Кент[en], Диана Адамс[en], Мелисса Хайден[en], Роберт Барнет, Жак д’Амбуаз[en] Нью-Йорк Сити балет Suki Schorer 1965.jpg
1960 29 марта, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Па-де-де на музыку Чайковского[en] Пётр Чайковский
(па-де-де из балета «Лебединое озеро», 1876)
Барбара Каринска[en] (к.) Виолетт Верди и Конрад Ладлоу[en] Нью-Йорк Сити балет
1962 17 января Сон в летнюю ночь[en] Феликс Мендельсон
(«Сон в летнюю ночь», 1826/1843 и другие произведения)
Титания — Мелисса Хайден[en], Оберон — Эдвард Виллела[en], Пак — Артур Митчелл, Тезей — Франциско Монсьон[en], Гермия — Патриция Макбрайд[en], Лизандр — Николас Магалланес[en] Нью-Йорк Сити балет
1964 7 января, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Тарантелла Большая тарантелла[en] Луи Моро Готшалка (ок. 1866) в оркестровке Херши Кея[en] Барбара Каринска[en] (к.) Патриция Макбрайд[en] и Эдвард Виллела[en] Роберт Ирвинг[en], пианист — Жан-Пьер Марти[en] Нью-Йорк Сити балет
1970
5 февраля, Нью-Йорк,
Театр штата Нью-Йорк[en]
Кого это волнует? музыка Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея[en] Джо Милзинер[en] (д.), Барбара Каринска[en] (к.) Жак д’Амбуаз[en], Патриция Макбрайд[en], Марни Моррис, Карин фон Арольдинген Роберт Ирвинг[en] Нью-Йорк Сити балет
1972 Пульчинелла Игорь Стравинский, (1920) Нью-Йорк Сити балет
1975 15 мая, Нью-Йорк,
Театр штата Нью-Йорк[en]
Сонатина Морис Равель (Сонатина для фортепиано[en], 1906) Рональд Бэйтс[en] (свет) Виолетт Верди и Жан-Пьер Бонфу[fr] Нью-Йорк Сити балет

Список балетов Касьяна Голейзовского — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ниже приводится список спектаклей, миниатюр и концертных номеров, поставленных балетмейстером Касьяном Голейзовским.

Названия студий Голейзовского:

В 1916 году также ставил спектакли в «Мамонтовском театре миниатюр»[1] (может быть 1914/1915?) и в театре-кабаре «Летучая мышь».

  • «Эпоха танца» (на сборную музыку)
  • 1916 — «Выбор невесты» М. А. Кузмина — «Интимный театр», Москва
  • 1916 — «Козлоногие» И. А. Саца — «Интимный театр», Москва
  • 1918 — «Соната смерти и движения» на музыку Десятой сонаты А. Н. Скрябина
  • 1918 — «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца
  • 1918 — «Песочные старички» (на сборную музыку)
  • 1919 — «Макс и Мориц» на музыку Л. Шитте
  • 1919 — «Арлекинада» на музыку С. Шаминад
  • 1920 — «Пьеро и Коломбина» на музыку С. Шаминад (для Госцирка)
  • 1921 — «Пролог» и «Похоронный марш» на музыку Н. К. Метнера
  • 1921—1924 — «Этюды» на музыку А. Н. Скрябина
  • 1922 — «Фавн» на музыку К. Дебюсси, (художник Б. Р. Эрдман)
  • 1922 — «Саломея» на музыку Р.Штрауса (художник Н. А. Мусатова)
  • 1922 — «Трагедия масок» на музыку Б. Б. Бера
  • 1923 — «Испанские танцы» на музыку И. Альбениса и Э. Гранадоса
  • 1923 — «Эксцентрические танцы» на собственную музыку
  • 1924 — «Смерть Изольды» на музыку Р. Вагнера
  • 1924 — «Этюды чистой классики» на музыку Ф. Шопена
  • 1924 — «Город» на музыку М. И. Блантера
  • 1925 — «Иосиф Прекрасный» на музыку С. В. Василенко, художник Б. Р. Эрдман, филиал Большого театра («Экспериментальный театр»). Дальнейшие постановки: Одесский театр оперы и балета, 1926; Харьков, Харьковский театр оперы и балета, 1928.
  • 3 марта 1925 — «Теолинда», балет в 3-х актах на музыку Ф. Шуберта в инструментовке Д. Р. Рогаль-Левицкого, дирижёр М. Домашевич, художник Б. Р. Эрдман, «Экспериментальный театр»[2].
  • 1926 — «В солнечных лучах» на музыку С. Н. Василенко, Одесский театр оперы и балета.
  • 1927 — «Смерч» на музыку Б. Б. Бера, филиал Большого театра. Дальнейшие постановки: Харьковский театр оперы и балета, 1928.
  • 1927 — «Вечер новых постановок Касьяна Голейзовского», мастера Большого театра.
  • 1928  — «Шалуны» Ф. Шуберта, студия «Драмбалет».
  • 1931 — «Советская деревня» на музыку Б. Б. Бера
  • 1931 — «Кармен» на музыку Ж. Бизе в редакции Б. Б. Бера.
  • 23 марта 1931 — «Листиана», одноактный балет на музыку Ф. Листа, Художественный театр балета под руководством В. Кригер, дирижёр Ю. Чапковский, художник К. Савицкий. Дальнейшие постановки: «Танцевальная сюита», выпускной спектакль Ленинградского хореографического училища на сцене театра им. Кирова, художник Т. Бруни, 27 июня 1958.
  • 1933 — «Чарда», на музыку Б. Б. Бера, мастера Большого театра
  • 1933 — «Шопен» на музыку Шопена, мастера Большого театра
  • 1933 — «Дионис» на музыку А. А. Шеншина, мастера Большого театра
  • 1934 — «Половецкие пляски», Большой театр. Дальнейшие постановки: Донецкий театр оперы и балета, 1943; Ленинград, 1955.
  • 1935 — «Спящая красавица», Харьковский театр оперы и балета.
  • 1939 — «Бахчисарайский фонтан», Минский оперный театр. Дальнейшие постановки: 1942; Львовский оперный театр, 1949.
  • 1941 — «Ду Гуль» («Две розы») на музыку А. С. Ленского, таджикская танцевальная этнография, Душанбе
  • 1942 — «Дон Кихот», редакция М. М. Габовича (постановка отдельных танцев и сцен балета), Большой театр
  • 1962 — «Скрябиниана», Большой театр
  • 1964 — «Лейли и Меджнун» на музыку С. А. Баласаняна, Большой театр
  • 1968 — «Мимолётности» на музыку С. С. Прокофьева, Большой театр
1915

Интимный театр

1916

Интимный театр

Мамонтовский театр миниатюр

1917

Концерт Madame d’Arto

1918

Мастерская балетного искусства

1919

Показательная балетная студия

1920
1921

Студия «Искания» под руководством Голейзовского

1922

Московский камерный балет

Театр «Кривой Джимми»

1923

Московский камерный балет

  • «Этюды чистого танца» на музыку А. Н. Скрябина и Н. К. Метнера
  • «Прелюды» на музыку Ф. Листа
  • «Испанские танцы» на музыку И. Альбениса
  • «Ноктюрны» на музыку Ф. Шопена
  • «Danse macabre» на музыку Юргенсона
  • «Хореографическая скороговорка» на музыку Юргенсона
  • «Чемпионат фокстрота» на музыку Юргенсона
1924
  • «Этюды чистой (новой) классики» на музыку Ф. Шопена
театр «Кривой Джимми»
  • «Фокс-Тротт» с Е. Ленской и Л. Л. Оболенским
  • «Шумит ночной Марсель» с Е. Ленской и И. Лентовским
  • «Танец смерти»
  • «Новый эксцентрический танец»
  • «Венгерский танец»
  • «Хореографическая скороговорка»
  • «Чемпионат фокстрота»
1925
  • «Воинственный танец» (в репертуаре Большого театра)
1927

Вечер новых постановок Касьяна Голейзовского, Большой театр

Мюзик-холл

1929

Концерт артистов Большого театра — номера Касьяна Голейзовского

дирижёр Ю. Ф. Файер, художник К. Савицкий
1934

Ленинградское хореографическое училище

Московское хореографическое училище

1934—1936
  • «Ёлка деда Мороза» на музыку К. А. Потапова, концертные номера для МХУ
1942
  1. Соло Эспады (1-я картина I акта, музыка Минкуса)
  2. Картина «Таверна» (2-я картина I акта, музыка Минкуса)
  3. Цыганский танец, вставной номер на музыку B. В. Желобинского
  4. IV акт: Болеро, танец двух подруг Китри и Санчо Панса, финальный массовый танец
1943

Московское хореографическое училище

Для концерта О. В. Лепешинской

Концерт А. Ким[4]

1956—1962
1958

Ленинградское хореографическое училище

«Листиана», хореографическая сюита на музыку Ф. Листа, художник Т. Г. Бруни
  1. «Забытый вальс»
  2. «Утешение»
  3. «Вальс-импровизация»
  4. «Листок из альбома»
  5. «Мыслитель»
  6. «Забытый романс»
  7. «Порыв»
  8. «Кампанелла»
1959

«Вечер хореографических миниатюр», МХУ на сцене Большого театра

  1. «Лунный свет» на музыку К. Дебюси
  2. «Прелюд» на музыку А. Н. Скрябина
  3. «Вальс» на музыку И. Штрауса
  4. «Романс» на музыку С. В. Рахманинова
  5. «Испанский танец» на музыку М. де Фальи
1960

«Вечер новых хореографических миниатюр» в исполнении артистов Большого театра

Художники: А. А. Судакевич, В. А. Мамонтов, А. Г. Петрицкий, Р. Макаров
  1. «Гирлянды» на музыку А. Н. Скрябина (Поэма op. 32, № 1)
  2. «Три настроения» на музыку А. Н. Скрябина (Прелюдия, op. 11, № 17, 10, 6), исполнители Е. Л. Черкасская и М. А. Тихомиров
  3. «Полет стрекозы» на музыку Ф. Листа
  4. «Вальс» на музыку И. Штрауса
  5. «Фантазия» на музыку С. Н. Василенко
  6. «Хореографическая композиция» на музыку С. В. Рахманинова
  7. «Хореографический этюд» на музыку А. Н. Скрябина
  8. «Радость» на музыку С. В. Рахманинова
  9. «Героика» на музыку А. Н. Скрябина (Этюд, op. 8, № 12)
  10. «Печальная птица» на музыку М. Равеля
  11. «Трагическая поэма» на музыку А. Н. Скрябина (Поэма, op. 34)
  12. «Лирическая этюд» на музыку А. Н. Скрябина (Этюд op. 2, № 1)
  13. «Мазурка» на музыку А. Н. Скрябина (op. 3, № 6)
  14. «Утешение» на музыку Ф. Листа
  15. «Хореографический этюд» на музыку М. де Фальи
  16. «Нарцисс» на музыку Н. Н. Черепнина
  17. «Танец уличных танцовщиков»
1962

Концерт артистов Большого театра

Художники: В. К. Клементьев, С. Б. Вирсаладзе
  1. «Мечты» («Дифирамб») (op. 24), исполнители Е. Л. Рябинкина и С. К. Власов
  2. «Три прелюдии» (op. 16, № 1,2,4)
  3. «Вакхический этюд» (Этюд, op. 8, № 10)
  4. «Романтический дуэт» (Прелюдия, op. 51, а-moll, «Хрупкость»)
  5. «Романс» на музыку Кирснера
1966
1967

Творческий вечер Н. А. Долгушина

Вечер артистов Большого театра

1968

Балет — Википедия

Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, к которому, начиная с XIX века, относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего, а во многих спектаклях — также и гротеск.

В современном балете широко используются другие техники танца (прежде всего современного и джаз-танца), а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и тому подобное.

Зарождение балета[править | править код]

В начале — как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан-Жоржем Новерром (1727—1810)[1]. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Дальнейшее развитие балета[править | править код]

Русский балет[править | править код]

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль Кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

Танец модерн[править | править код]

Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы исполнителей и хореографов. Его предвестником был свободный танец, который отрицал балетную технику, отрепетированное до механизма движение и саму эстетику искусственной «балетной красоты». Его адептов интересовал танец как особая философия, способная изменить жизнь, как возвращение человека к естественному движению, к самому себе. Родоначальницей свободного танца, послужившего истоком различных направлений современного танца и пластики, и давшего импульс реформе самого классического танца, считается танцовщица Лои Фуллер, в труппе которой начинала свое восхождение и другая, ставшая впоследствии более известной танцовщицей свободного танца Айседора Дункан.[источник не указан 842 дня]

Основная статья: Терминология в балете, см. также: Балетные термины

Изначально балетные термины были заимствованы из Италии, но уже в XVIII веке балетная лексика и названия танцевальных движений (различных pas, temps, sissonne, entrechat и т. д.) основывались на грамматике французского языка. Большинство терминов прямо обозначает конкретное действие, производимое при выполнении движения (вытягивать, сгибать, открывать, закрывать, скользить и т. п.), некоторые указывают на характер выполняемого движения (fondu — тающий, gargouillade — журчащий, gala — торжественный), другие — на танец, благодаря которому они возникли (pas бурре, pas вальса, pas польки). Существуют также термины, в название которых заложен некий визуальный образ (например, кошки — pas de chat, рыбки — pas de poisson, ножниц — pas de ciseaux). Особняком стоят такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван «королевским») и sissonne, изобретение которого приписывается Франсуа де Руасси, графу Сиссонскому, жившему в XVII веке.

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».

Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин[2]

В России вплоть до XX века обучение хореографии, музыке, драматическому мастерству и различным прикладным театральным профессиям велось в одном учебном заведении — Императорском театральном училище. Смотря по успехам детей их определяли или переводили на соответствующее отделение. После революции 1917 года школы разделились и балетное образование начало существовать автономно. В то же время во многих театрах сохранялся смешанный репертуар: драматические представления чередовались с опереттой и балетными дивертисментами[источник не указан 1819 дней]. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский, в первую очередь, был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина»[3], «ожившая фотография» и «ожившая скульптура»[4][5].

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил в Туркменистане балет, а также оперу. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». Вместо Туркменского театра оперы и балета был создан Национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули.

  • Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века //Л.: Тритон. — 1935.
  • Библиографический аннотированный указатель статей и журналов «Советский балет» и «Балет» за 1981—2007 ГГ (сост. Л. Д. Ивлева) //Челябинск. — 2009
  • Карп П. М. Балет и драма. — » Искусство, » Ленинградское отд-ние, 1980.

Категория:Артисты балета по алфавиту — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
⚠ Внимание! Данная категория не полная, её содержание наполняется шаблоном {{Артист балета}}

Страницы в категории «Артисты балета по алфавиту»

Показано 200 страниц из 1024, находящихся в данной категории.

(Предыдущая страница) (Следующая страница)

А

  • Абайдулов, Гали Мягазович
  • Абашеев, Пётр Тимофеевич
  • Абашова, Мария Юрьевна
  • Абдреимов, Куатбай
  • Абдыев, Реджепмырат
  • Абиров, Даурен Тастанбекович
  • Аблец, Исаак Михайлович
  • Абрамов, Геннадий Михайлович (хореограф)
  • Абрамова, Анастасия Ивановна
  • Адамжан, Бактияр Бакытжанович
  • Адамова, Гульнара Владимировна
  • Аджамов, Владимир Касумович
  • Адырхаева, Светлана Дзантемировна
  • Ажикмаа-Рушева, Наталья Дойдаловна
  • Азаматова, Сталина Азимовна
  • Азарин, Наум Маттаньевич
  • Азимова, Азиза
  • Аистов, Николай Сергеевич
  • Акбарова, Адалят Аскаровна
  • Акимов, Борис Борисович
  • Акимото, Ясуоми
  • Акоста, Карлос
  • Аксинья Сергеева
  • Александров, Александр Артемьевич
  • Александрова, Мария Александровна
  • Алексидзе, Георгий Дмитриевич
  • Алиева, Мадина Рафиг кызы
  • Алимбаев, Берик Каримович
  • Алисия Маркова
  • Аллар, Мари
  • Аллаш, Мария Евгеньевна
  • Алмасзаде, Гамэр Гаджи Ага кызы
  • Алонсо, Алисия
  • Алонсо, Альберто
  • Альбер (танцовщик)
  • Альвеберг, Хьерсти
  • Амин-Заде, Зебо Мухиддиновна
  • Ананиашвили, Нина Гедевановна
  • Андерсон, Мария Карловна
  • Анджолини, Гаспаро
  • Анджолини, Фортуната
  • Андреев, Алексей Леонидович
  • Андреянова, Елена Ивановна
  • Андриенко, Елена Андреевна
  • Анисимов, Валерий Викторович
  • Анисимова, Нина Александровна
  • Антоничева, Анна Анатольевна
  • Аподиакос, Наталья Матвеевна
  • Апухтин, Николай Александрович (артист балета)
  • Араухо, Лойпа
  • Арзамасцев, Олег Германович
  • Асауляк, Лев Владимирович
  • Астафьева, Серафима Александровна
  • Асылбашев, Мелис Омурбекович
  • Асылмуратова, Алтынай Абдуахимовна
  • Аубакиров, Жандос Болатович
  • Ахмарова, Наталья Галимзяновна
  • Ахонен, Лео
  • Ахундова, Рафига Гаджи кызы
  • Аюпова, Жанна Исмаиловна
  • Аюханов, Булат Газизович

Б

  • Бабаева, Чимназ Мамед кызы
  • Бабиле, Жан
  • Бадлуев, Дандар Жапович
  • Базарбаев, Чолпонбек Базарбаевич
  • Базарова, Надежда Павловна
  • Байсеитова, Раушан Хатиятовна
  • Балабанов, Александр Петрович
  • Балабина, Фея Ивановна
  • Баланчин, Джордж
  • Балахничёва, Наталья Геннадьевна
  • Балашов, Василий Михайлович
  • Балданова, Лия Валерьевна
  • Балиева, Агнесса Суреновна
  • Балог, Клара Фёдоровна
  • Балон, Клод
  • Балтачеева, Найма Валеевна
  • Банк, Любовь Михайловна
  • Бапов, Рамазан Саликович
  • Бар, Маргарета фон
  • Баранова, Мария Александровна
  • Барановская, Елена Геннадьевна
  • Баронова, Ирина Михайловна
  • Барт, Антония
  • Барыкин, Виктор Николаевич
  • Барышников, Михаил Николаевич
  • Басбаева, Мадина Куандыковна
  • Басин, Николай Анатольевич
  • Басселл, Дарси
  • Бауш, Пина
  • Бауэр, Белинда
  • Бедар, Луиза
  • Бейшеналиева, Бюбюсара
  • Бекбосынов, Алмас
  • Бекетаева, Айгерим Болатбековна
  • Бекефи, Альфред Фёдорович
  • Беликова, Нина Викторовна
  • Белоголовцев, Дмитрий Владимирович
  • Бель, Жером
  • Бельский, Игорь Дмитриевич
  • Беляевский, Станислав Дмитриевич
  • Беляков, Артемий
  • Беннетт, Майкл (хореограф)
  • Бережной, Сергей Михайлович
  • Берёзов, Николай Николаевич
  • Бессмертнова, Наталия Игоревна
  • Биас, Фанни
  • Биготтини, Эмилия
  • Блазис, Карло
  • Бласка, Феликс
  • Блаш, Александр
  • Блинов, Борис Павлович
  • Блинов, Валентин Тихонович
  • Блинова, Валентина
  • Блонди, Мишель
  • Бовт, Виолетта Трофимовна
  • Богатырёв, Александр Юрьевич
  • Богданова, Надежда Константиновна
  • Боголюбская, Марианна Сергеевна
  • Богомолова, Людмила Ивановна
  • Богородицкая, Жанна Владимировна
  • Божик, Иветта
  • Болле, Роберто
  • Болотин, Андрей Леонидович
  • Болотин, Леонид Алексеевич
  • Больм, Адольф Рудольфович
  • Большакова, Наталья Дмитриевна
  • Бондур, Сергей Алексеевич
  • Бонюшко, Алиция
  • Борейко, Галина Михайловна
  • Боярчиков, Николай Николаевич
  • Браун, Лесли
  • Брегвадзе, Борис Яковлевич
  • Бржозовская, Людмила Генриховна
  • Брианца, Карлотта
  • Брун, Эрик
  • Брянцев, Дмитрий Александрович
  • Булгаков, Алексей Дмитриевич
  • Бурибаева, Галия Исмаиловна
  • Буриев, Фархад Тахирович
  • Бурлака, Юрий Петрович
  • Бурмейстер, Владимир Павлович
  • Бурнонвиль, Август
  • Былова, Мария Владимировна
  • Бьёрн, Динна
  • Бюльон, Стефан

В

  • Ваганова, Агриппина Яковлевна
  • Вазем, Екатерина Оттовна
  • Вазиев, Махар Хасанович
  • Вайнонен, Василий Иванович
  • Валамат-Заде, Гафар Рустамович
  • Нинет де Валуа
  • Валукин, Евгений Петрович
  • Вальберх, Иван Иванович
  • Ван Хук, Миша
  • Варковицкий, Владимир Александрович
  • Василёв, Владимир Юдич
  • Василевская, Лариса Николаевна
  • Васильев, Владимир Викторович
  • Васильев, Иван Владимирович
  • Васильева, Антонина Ивановна
  • Васильева, Вера Петровна
  • Васильева, Марина Александровна
  • Вашакидзе, Тамаз Ремович
  • Вежновец, Марина Валерьевна
  • Векилова, Лейла Махат кызы
  • Вестрис, Гаэтан
  • Вестрис, Огюст
  • Вестрис, Тереза
  • Ветров, Александр Николаевич
  • Вечеслова, Татьяна Михайловна
  • Виан-Кюблер, Урсула
  • Викулов, Сергей Васильевич (танцовщик)
  • Вилль, Эльза Ивановна
  • Вилциня, Велта Эйновна
  • Вильтзак, Анатолий Иосифович
  • Виноградов, Олег Михайлович
  • Виноградова, Софья Александровна
  • Виолетт Верди
  • Вирская-Котляр, Валерия Семёновна
  • Вирский, Павел Павлович
  • Вишнёва, Диана Викторовна
  • Владимиров, Пётр Николаевич
  • Владимиров, Юрий Кузьмич
  • Власова, Людмила Иосифовна
  • Власова, Элеонора Евгеньевна
  • Воинова-Шиканян, Любовь Павловна
  • Войтюк, Александр Аркадьевич
  • Войцеховский, Леон
  • Волкова, Вера Николаевна
  • Волочкова, Анастасия Юрьевна
  • Воробьёва, Лилия Анатольевна
  • Воронина-Иванова, Александра Ивановна
  • Воронцова, Анжелина Эрнестовна
  • Ворохобко, Василий Степанович
  • Воскресенский, Аполлинарий Константинович
  • Вронская, Алиса Францевна
  • Вронский, Вахтанг Иванович
  • Вю-Ан, Эрик
(Предыдущая страница) (Следующая страница)

Фильм-балет — Википедия

Фильм-балет — это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической постановки, как она есть, фильм-балет является оригинальной кинорежиссёрской работой, осуществлённой павильонными или натурными съёмками с применением различных кинооператорских техник, приёмов монтажа и т. п., а также с возможным участием драматических актёров[1][2]. Более широкое понятие балета в кино, описываемое соответствующими статьями балетных энциклопедий[3][4], включает в себя также танцевальные фрагменты в художественных и музыкальных фильмах (таких, как «Девушка с обложки» с Ритой Хейворт или «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе, а также документальные и художественные фильмы о балете и его артистах, включающие собственно балетные номера.

В 1908 году кинооператор Александр Дранков, засняв выступления труппы И. А. Чистякова, выпустил в прокат фильм под названием «Пьеро и Пьеретта».

В 1913 году режиссёр московского отделения студии «Братья Пате» Кай Ганзен произвёл киносъёмку балетов Александра Горского «Коппелия» и «Вакханалия» (танцы из оперы «Самсон и Далила») с участием солистов Большого театра Екатерины Гельцер, Леонида Жукова и Владимира Рябцева. В том же году Яков Протазанов снимал «малолетнюю босоножку» Тину Валлен в музыкально-пластической драме «Как рыдала душа ребёнка», В следующем, 1914 году, он продолжил снимать современный танец: торговый дом «Тиман И Рейнгардт» выпустил его фильмы «Ёлка» (с участием той же Тины Валлен), «Танго» и «Танец вампира».

К жанру фильм-балет относятся: «Ромео и Джульетта» — фильм 1954 года по спектаклю Леонида Лавровского, «Анна Каренина», «Анюта», «Барышня и хулиган», «Галатея»[5], «Двенадцатая ночь», «Жиголо и Жиголетта»[6], «Принц и Нищий», «Последняя тарантелла», «Старое танго», фильмы-балеты Александра Белинского и многие другие.

Анна Каренина[править | править код]

«Анна Каренина» — фильм-балет 1974 года, поставленный по мотивам одноимённой повести Л. Н. Толстого. В основу фильма лёг балет Родиона Щедрина, премьера которого состоялась на сцене Большого театра 10 июня 1972 года. Либретто написал Борис Львов-Анохин, хореографию поставили Наталья Рыженко, Виктор Смирнов-Голованов и М. М. Плисецкая. Декорации и костюмы сделал Валерий Левенталь, а костюмы для Майи создал Пьер Карден.

Автором фильма-балета «Анна Каренина» стала Маргарита Пилихина, которая сама была очень хорошим кинооператором, но фильм «Анна Каренина» снимал признанный мастер Валентин Пиганов, впервые использовавший профессиональные объективы и фильтры для кинокамеры, в то время не было постпродакшина.[7].

Александр Белинский[править | править код]

Творческие союзы Белинского[8] и Васильева, благодаря которому на свет появились фильмы «Анюта», «Жиголо и Жиголетта», «Галатея», а также фильм «Старое танго»[1][9] с хореографией Брянцева утвердили само определение фильма-балета, как жанра[10] , в котором история рассказывается языком танца, а построение фильма следует режиссёрскому сценарию, с чередованием сцен и сменой планов.

Фильмы Белинского очень разные, а истории, взятые за драматургическую основу сюжетной линии вызывают эмоцию «улыбка сквозь слёзы», эта эмоция похожа на ощущение от фильмов Чаплина. В фильме «Последняя тарантелла» режиссёр планировал прибавить к балетной лексике слова:

«Впервые в своих балетных фильмах я прибегаю к слову. И отнюдь не потому, что сюжет „Нунчи“ не может быть понятен с помощью одной хореографии. В „Тарантелле“ должны быть кадры, свободные от музыки, так, кстати сказал Боб Фосс» — вспоминал Белинский

Артисты уже начали репетировать диалоги, но в конечной режиссёрской версии в фильме их не было, а закадровый текст читал Олег Басилашвили.

Одним их факторов успеха фильма «Анюта» можно считать идею Владимира Васильева о «монтажной хореографии» — точное видение каждой сцены, каждого хореографического номера, как уже в готовом фильме. Танец в фильме снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей.

«Хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссёра, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели „монтажно“… Каждый раз на практике познаёшь всё новые закономерности. В искусстве невозможно всё постичь. Только дилетантам кажется, что они всё знают». — говорил Васильев[11]

Телебалет — это постановочные съёмки, которые проходят в павильоне студии, с декорациями и костюмами. Действие балета снимается в несколько дублей, затем монтируется в студийной монтажной[источник не указан 2703 дня].

К телебалетам относятся:

Первый советский телебалет «Граф Нулин» Бориса Асафьева[12] с участием Сергея Кореня и Ольги Лепешинской создан балетмейстером Владимиром Варковицким в 1959 году.

«Золушка» — телефильм 1985 года К. М. Сергеева[13] и режиссёра В. Окунцова по одноимённому балету «Золушка», поставленному в Кировском в 1946 году. Экранизирован был вариант редакции балета 1964 года[источник не указан 2702 дня].

Балет «Золушка» был выпущен под названием «Хрустальный башмачок»

Константин Сергеев сделал фильм по одноименному балету Фокина на музыку Шумана «Карнавал»

В 1966 году был заснят на киноплёнку балет «Юноша и смерть» Рудольфом Нуриевым и Зизи Жанмэр, по длительности этот балет, как небольшой спектакль — 16 минут.

В 2002 году в Италии была выпущена телеверсия балета Джорджа Баланчина, который выступил в качестве режиссёра, «Сон в летнюю ночь», длительностью почти два часа. В ролях: Роберто Болле, Риккардо Массими, Алессандра Ферри

К телебалетам относятся фильмы «Безумный день» и «Голубые города»

В изданиях видеофильмов используется названия как «экранизация балета», так и «телефильм» и «телебалет», и даже «фильм-балет», что неверно.

Съёмки балета на видео называются записью балета, необходимой фиксацией балета для его сохранения и переноса, то есть для рабочего момента. Это видеозапись балета, не экранизация.

Экранизации балета представляет собой фиксацию сценической постановки, с сохранением первоначального замысла балетмейстеров без изменения[источник не указан 2703 дня]

Одной из самых ярких экранизаций несомненно стали балеты Фокина, возобновлённые Андрисом Лиепой в Мариинском театре в 1993 году: «Шехеразада», «Жар Птица» и «Петрушка».[14]

Фильм «Возвращение Жар-птицы» был снят в 1993 году.[15][14], благодаря поддержке «Дягилев Центръ» и был представлен публике и показан на телевидении. Это уже было цифровое изображение.

Позднее фильм был переиздан на DVD компанией Universal Music Russia[16]. Презентация фильма «Возвращение Жар-птицы» прошла в КДСе 3 декабря 2002 года[17]

К наиболее известным экранизациям балета прошлых лет относятся:

1942 — Экранизация балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»[18][19] в постановке Н.Анисимовой, с Татьяной Вечесловой в роли Нуне

1954 — «Мастера русского балета» — экранизация и монтаж pas de deux из балетов: «Лебединое озеро» в исполнении Галины Улановой, Натальи Дудинской, Константина Сергеева, «Бахчисарайский фонтан», с участием Галины Улановой, Майи Плисецкой, Петра Андреевича Гусева, Юрия Жданова, Игоря Бельского и «Пламя Парижа», с Вахтангом Чабукиани и М. Готлиб в главных партиях.

1955 — «Ромео и Джульетта» — балетмейстер Леонид Лавровский. Балет с участием Галины Улановой, Ю. Т. Жданова, А. Н. Ермолаева, С. Г. Кореня и А. А. Лапаури.

В 1956 году английские кинематографисты засняли на киноплёнку спектакль Большого театра «Жизель» с Галиной Сергеевной Улановой и Николаем Фадеечевым, показанный на гастролях в Лондоне в 1956 году.

1957 — экранизация балета «Лебединое озеро» с М. М. Плисецкой и Николаем Фадеечевым.

1960 — «Хореографические миниатюры» — экранизация балетов Леонида Якобсона. «Короткие сценки, мгновенные зарисовки, краткие эпизоды, выхваченные из жизни и воплощенные в танце». Музыка: Пётр Чайковский, А.Глазунов, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев, Эдвард Григ, Клод Дебюсси, Рихард Штраус, Э.Понс, Игорь Стравинский, Ш.Аранов, С.Каган, О.Каравайчук, Б.Кравченко, В.Цитович, И.Шварц. Спектакль Ленинградского театра им. Кирова, в ролях: Н.Банухина, И. Д. Бельский, Борис Брегвадзе, Э.Брегвадзе, Л.Войшнис, Ирина Генслер, А.Грибов, А.Гридин, Ю.Егупов, К.Златковская, Т.Исакова, М.Кузнецова, Ирина Колпакова, Нинель Кургапкина, Ю.Мальцев, А.Миронов, Ольга Моисеева, А.Нисневич, Алла Осипенко, К.Рассадин, Г. Н. Селюцкий, Ираида Утрецкая, В.Ухов, И.Чернышев, Алла Шелест, Ирина Якобсон[20]

1961 — экранизация балета «Отелло» под названием «Венецианский мавр». Балетмейстер и исполнитель партии Отелло — Вахтанг Чабукиани.

1961 — экранизация балета «Золушка» под названием «Хрустальный башмачок». Балетмейстер Ростислав Захаров, с Р. С. Стручковой и Г. В. Ледях в главных ролях.

1961 — экранизация балета «Конек-Горбунок» в постановке А. И. Радунского, с М. М. Плисецкой и В. В. Васильевым.

1964 — экранизация балета «Спящая красавица» балетмейстера К. М. Сергеева, с Натальей Дудинской в главной партии.

1964 — Экранизация балета «Спящая красавица» режиссёра Аполлинария Дудко по сценарию И. С. Шапиро и К. С. Сергеева, с Аллой Сизовой в партии Авроры. В ролях: Юрий Соловьёв, Наталья Дудинская в партии Злой Феи Карабос, Ирина Баженова, Виктор Рязанов, Ольга Заботкина, Людмила Савельева, Наталья Макарова.

1966 — экранизация Pas de deux из балета «Раймонда» и фрагментов из «Кармен-сюиты»

1966 — «Сон в летнюю ночь» — балетмейстер Джордж Баланчин, США

1966 — «Лебединое озеро» — экранизация спектакля Венской оперы, с участием Марго Фонтейн.

1967 — экранизация балета «Ромео и Джульетта» Макмиллана, с участием Фонтейн.

1968 — экранизация балета «Лебединое озеро» режиссёра Аполлинария Дудко по сценарию И. С. Шапиро и К. С. Сергеева, с Еленой Евтеевой в партии Одетты-Одиллии. В ролях: Джон Марковский и Махмуд Эсамбаев.

1969 — экранизация балета «Жизель», в исполнении двух знаменательных трупп того времени: Кубинского национального балета[en] (Ballet Nacional de Cuba) Алисии Алонсо и труппы ABT, с участием Карлы Фраччи и Эрика Бруна.

1975 — экранизация балета Мориса Бежара «Весна священная»

1977 — экранизация балета «Спартак». Режиссёр: Вадим Дербенёв. Балетмейстер-постановщик: Юрий Григорович. Композитор: Арам Хачатурян. Сценография и костюмы: Симон Вирсаладзе. В главных ролях: Владимир Васильев (Спартак), Марис Лиепа (Красс), Наталия Бессмертнова (Фригия), Нина Тимофеева (Эгина). Балетная труппа и оркестр Большого театра, дирижёр Альгис Жюрайтис.

1983 — экранизация балета «Дон Кихот». Режиссёр, хореограф, исполнитель партии Базиля — Михаил Барышников, партнёрша Синтия Харви.

1984 — «Силуэты русского балета» — фильм об истории балета Кировского театра с показом фрагментов из балетов.

1985 — «Павана мавра» («Отелло») — фильм-балет (СССР), музыка Генри Пёрселла, хореография Хосе Лимона. Балетмейстер-постановщик и исполнитель главной роли Мавра (Отелло) — Никита Долгушин. В ролях: Елена Евтеева (Жена Мавра), Марат Даукаев (Друг Мавра), Габриэла Комлева (Жена Друга).

1996 — Экранизация балета «Лебединое озеро» хореографа Мэттью Борна (Matthew Bourne), Великобритания.

Экранизация Золушки[править | править код]

Фильм 1989 года по оригинальному балету Маги Марен (фр. Maguy Marin)[21] поставленному в Лионской опере в 1985 году, скорее всего является экранизацией этого балета. Это не самостоятельный фильм.[22]

Экранизация «Золушки» была также в 1988 году по спектаклю Рудольфа Нуриева, в стиле Арт деко, поставленному им в Опера Гарнье.

Фредерик Аштон (англ. Frederick Ashton) поставил «Золушку» на сцене театра Ковент-Гарден 1969 году, этот спектакль также был экранизирован.[23]

Одной из двадцати трёх постановок выдающегося хореографа и Кавалера ордена искусств Франции (1992) Жана-Кристофа Майо (Jean-Christophe Maillot (фр.)русск.), который был ведущим танцовщиком Гамбургского балета Джона Ноймайера, а затем, с 1993 года директором Балета Монте-Карло, по приглашению Принцессы Ганноверской, стала постановка балета «Золушка», которая и была экранизирована.

Ранние съёмки[править | править код]

Благодаря небольшому видео фрагменту, сохранившимся до наших дней, можно увидеть уникальные кадры танца Анны Павловой, когда камера стояла неподвижно[24]

Впервые танец был зафиксирован на плёнке в 1894 году, на заре кинематографа американским изобретателем Томасом Эдисоном, [25][26] который снял на кинетоскопе танцовщицу Анабель Уитфорд Мур в «Танце змеи».

В России по инициативе В. А. Каралли на студии Ханжонкова были запечатлены балеты «Коппелия», в 1913 году, с участием Е. В. Гельцер и Азиадэ, в 1918 году, с участием М. М. Мордкина и М. П. Фроман. Первые опыты фиксации балетов были сделаны балетмейстерами Леонидом Мясиным и Мартой Грэхем, в эпоху немого кино.

Документальный фильм — это фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.

Некоторые фильмы о балете:

1988 — Sylvie Guillem at Work (англ.) на сайте Internet Movie Database — документальный о Сильви Гиллем

1996 — фильм, посвящённый памяти Мариса Лиепы «А дольше всего продержалась душа» режиссёра С. Раздорского

1997 — фильм-портрет русской балерины Ольги Спесивцевой «Божественная Жизель» режиссёра Майи Максовны Меркель, снятый по мотивам книги партнера Спесивцевой по сцене, известного английского хореографа сэра Энтони Долина «Спящая балерина». Съёмки фильма проходили в России, США, Англии, Франции. В них участвовали звёзды мирового балета, многие из которых начинали свою карьеру в «русских сезонах» Сергея Дягилева ещё в начале XX века: это Александра Данилова, Алисия Маркова, Анатолий Вильтзак, Иветт Шовире, Серж Перетти и др. В фильме снималась известная драматическая актриса Елена Соловей.

2003 — Guillem (англ.) на сайте Internet Movie Database — документальный о Сильви Гиллем

2005 — «Владимир Васильев. Большой балет» — документальный фильм, 2005 года в четырёх сериях, каждая по 26 минут. Автор — режиссёр Никита Тихонов

2005 — «Софья Головкина. Судьба моя — балет» — фильм Никиты Тихонова, в котором использованы интервью Михаила Горбачева, Геннадия Хазанова, Михаила Лавровского, Алексея Ратманского, а также фрагмент класса-урока Джорджа Баланчина и фрагменты балетов с участием Софьи Головкиной

2005 — Документальный фильм «Алла Шелест»[27]

2010 — «Касьян Голейзовский» — фильм о жизни и творчестве мастера[28][29]

2010 — Татьяна Вечеслова : «Я — балерина», к столетию со дня рождения[30][31]

2010 — Вера Каралли : «Это письмо я писала в перчатках…»[32]

Художественный фильм в сценарии которого есть история о балерине.

  • «Огни рампы» (англ. Limelight) — художественный фильм Чарли Чаплина, лирическая трагикомедия, вышедшая на экраны в 1952 году.
  • «Летняя интерлюдия» (швед. Sommarlek 1951) — чёрно-белый художественный фильм режиссёра Ингмара Бергмана, романтическая драма.
  • Фильм режиссёров Александра Митта и Кэндзи Ёсида «Москва, любовь моя» — фильм о любви юной японской балерины и русского скульптора. В ролях Комаки Курихара и Олег Видов. СССР, Япония. 1974
  • Фильм английского режиссёра Кена Расселла «Валентино» с Рудольфом Нуриевым и Лесли Кэрон. 1977
  • Фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова»[33] — пятисерийный телевизионный (художественный) фильм, рассказывающий историю жизни Анны Павловой — прославленной русской балерины начала XX века. Для показа в кинотеатрах фильм был сокращён до двух серий. 1983
  • Фильм «Белые ночи» (White Nights) производства Columbia Pictures. Режиссёр Тэйлор Хэкфорд (Taylor Hackford). В ролях: Михаил Барышников, Грегори Хайнс, Джеральдин Пейдж, Изабелла Росселлини. 1985
  • Фильм Александра Белинского «Фуэте». 1986[34][35][36]
  • Фильм «Призраки белых ночей» режиссёра Дмитрия Фролова 1991года
  • Фильм режиссёра Алексея Учителя «Мания Жизели», снятый в 1995 году о истории жизненной драмы великой русской балерины XX века Ольги Спесивцевой, прозванной современниками «Красной Жизелью».
  • И падает снег — восьмисерийный телевизионный (художественный) фильм 2007 года.
  • Телевизионный «Вербное воскресенье» — российский мелодраматический телесериал, снятый в 2009 году компанией RWS. Впервые показан на Украине на телеканале «Интер» в декабре 2009 года, затем уже на Первом канале в России в феврале 2010 года. 30 и 31 октября 2010 года Первый канал повторил сериал, но уже в полном варианте.
  • Фильм «Чёрный лебедь» (англ. Black Swan) режиссёра Даррена Аронофски, США 2010.
Примеры фильмов на балетную тематику по жанрам[37][38][39][40][41][42][3][4]
  1. 1 2 Белинский А. Старое танго: Заметки телевизионного практика. — М.: Искусство, 1988. — 175 с. — 25 000 экз.
  2. Белинский А. Семьдесят лет в партере: Заметки об Александринском театре. — СПб.: Балтийские сезоны, 2006. — 240 с. — 1000 экз. — ISBN 5-902675-19-7.
  3. 1 2 «Балет и танец в кино» (неопр.). Дата обращения 2 апреля 2011. Архивировано 10 июля 2012 года. — Балет: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981
  4. 1 2 «Балет в кино» (неопр.). Дата обращения 2 апреля 2011. Архивировано 10 июля 2012 года.— Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  5. ↑ Видео на YouTube — «Галатея» отрывок из фильма Е.Максимовой и М.Лиепой
  6. ↑ «Жиголо и Жиголетта» отрывок из фильма Е.Максимовой и М.Васильевым, с драматическими диалогами артистов балета (неопр.). Дата обращения 3 апреля 2011. — на YouTube
  7. ↑ «Лев Толстой и кинематограф. Первый век экранизаций» (неопр.). Дата обращения 3 апреля 2011. Архивировано 10 июля 2012 года. — ГУК «Библиотека киноискусства им. С. М. Эйзенштейна»
  8. ↑ Александр Белинский — Автор и ведущий программы «Путешествие из Ленинграда в Петербург» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 апреля 2011. Архивировано 25 мая 2012 года. — Теле-радио канал «100ТВ»
  9. ↑ Александр Белинский — «Старое танго» // — Фильм с Максимовой — на YouTube
  10. ↑ Александр Белинский — рассказ о жанре фильма-балета // — о фильме «Тарантелла» — на YouTube
  11. Б. А. Львов-Анохин. «Владимир Васильев». — М.: «ЦентрПолинраф», 1998. — 175 с. — ISBN 5-218-00373-5.
  12. ↑ «Балеты Асафьева» / Рыбникова М. А.. — «М», 1956.
  13. ↑ «К 100-летию со дня рождения К. М. Сергеева» (неопр.). Дата обращения 3 апреля 2011. — «Ballet Art» — автор Дмитрий Ягодкин
  14. 1 2 Андрис Лиепа в «Балетной энциклопедии» // — Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997
  15. ↑ «Возвращение Жар-птицы», 1993 // — Фильм на YouTube
  16. ↑ Universal Music Russia (англ.) на сайте Internet Movie Database
  17. ↑ «Русские сезоны в Кремле» // — представление фильма
  18. ↑ «Гаянэ» — Балет в четырёх действиях // — на сайте balletrf.ru
  19. ↑ «Гаянэ», 1942 // — Экранизация, фильм на YouTube
  20. ↑ «Хореографические миниатюры», 1960 . // — на YouTube
  21. ↑ Биография Маги Марэн // — «Иное кино»
  22. ↑ Cinderella — Sergei Prokofiev // — «Иное кино»
  23. ↑ Cinderella — Фредерик Эштон (1904—1988)
  24. ↑ Уникальная съёмка Анны Павловой в «Умирающем лебеде» // — Съёмка 1905 года, на «YouTube»
  25. ↑ Томас Эдисон (Edison) Томас Алва (1847—1931)
  26. Митчел Уилсон. Американские ученые и изобретатели. — М: Знание, 1975. — 240 с. — 1000 экз.
  27. Документальный фильм «Алла Шелест» // — Говорят её друзья: Борис Львов-Анохин, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вахтанг Чабукиани, Никита Долгушин, Мстислав Ростропович, Светлана Хумарьян
  28. ↑ сюжет о Голейзовском на 12 минут // — альманах «Абсолютный слух», время эфира: 20.05. Дата: 01.12.2010
  29. «Голейзовский» // — Эфир на «Культуре» 1 декабря 2010 года
  30. ↑ фильм Татьяне Вечесловой (неопр.). Дата обращения 3 апреля 2011. Архивировано 10 июля 2012 года. — телеканал «Культура», время эфира: 18:25 Дата: 24.02.2010
  31. Вечеслова Татьяна: «Я — балерина» // — Эфир на «Культуре» 24 февраля 2010 года. Фильм на Ютубе
  32. ↑ Вера Каралли: «Это письмо я писала в перчатках…»// — Документальный фильм а телеканале «Культура» (Россия, 2010). Автор Владимир Кремень.
  33. «Anna Pavlova/ Анна Павлова» — фильм о жизни русской балерины // — фрагмент фильма на «YouTube»
  34. ↑ «Фуэте», 1986 // — Фильм на Ютубе
  35. ↑ «Фуэте», 1986 // — на сайте Кино-Театр
  36. ↑ «Фуэте», 1986 // — на сайте film.ru
  37. ↑ фильм-балет «Анюта» (1982) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  38. ↑ А. А. Белинский «Старое танго. Заметки телевизионного практика». Москва. Издательство «Искусство», 1988.
  39. ↑ А. А. Белинский «Один такой танцовщик». Москва. Журнал «Советский балет», 1983, № 5.
  40. Б. А. Львов-Анохин. «Анюта» на экране и на сцене // Владимир Васильев. — М.: Центрполиграф, 1998. — С. 271-284. — 430 с. — 5000 экз. — ISBN 5-218-00373-5.
  41. Е. С. Максимова. «Анюта» // Мадам «нет». — М.: АСТ-Пресс, 2004. — С. 239-242. — 344 с. — (Звезды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-462-00061-8.
  42. ↑ Старое танго: заметки телевизионного практика, Искусство, 1988 (неопр.).

Балет (музыкальное произведение) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2015; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2015; проверки требуют 6 правок.

Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой романтизма в музыке. Композиторы балетной музыки 17- 19-го веков, включая Жан-Батиста Люлли и Петра Ильича Чайковского, были преимущественно во Франции и России. Тем не менее, с увеличением международной известности Чайковский при жизни увидел распространение балетной музыкальной композиции балета в целом во всём западном мире.

  • Примерно до второй половины 19-го века роль музыки в балете была вторичной, с главным упором на танец, в то время как сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание «музыки балета» раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Например, критики русского композитора Петра Ильича Чайковского воспринимали его писание балетной музыки как нечто низменное.
    С самых ранних балетов до времен Жан-Батист Люлли (1632-1687), музыка из балета была неотличима от бальной танцевальной музыки. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала бы историю. Первый «Балет действия» был поставлен в 1717 году. Это была история, рассказанная без слов. Первопроходцем был Джон Уивер (1673-1760). Оба Люлли и Жан-Филипп Рамо написали «оперу — балет», где действие исполнялось частично танцами, частично пением, но балетная музыка стала постепенно менее важным.
    Следующий большой шаг произошёл в первые годы девятнадцатого века, когда солистами стала применяться специальная жёсткая балетная обувь — пуанты. Это позволило использовать более дробный стиль музыки. В 1832-м году знаменитая балерина Мария Тальони (1804-1884) впервые продемонстрировала танец на пуантах. Это было в «Сильфиде». Теперь стало возможным, чтобы музыка стала более выразительной.Постепенно танцы стали более смелыми, с подъемами балерин в воздух мужчинами.
    До времени Чайковского композитор балета не отделялся от композитора симфоний. Музыка балета была сопровождением для сольного и ансамблевого танца. Балет Чайковского «Лебединое озеро» был первым музыкальным балетным произведением, который был создан симфоническим композитором. По инициативе Чайковского балетные композиторы уже не писали простые и легкие танцевальные части. Теперь уже основное внимание в балете уделялось не только танцу; композиция вслед за танцами приняла равное значение. В конце 19 века Мариус Петипа хореограф русского балета и танца, работал с такими композитором как Цезарь Пуни в создании балетных шедевров, которые оба хвастались как сложным танцем, так и сложной музыкой. Петипа работал с Чайковским, сотрудничая с композитором в его работах «Спящая красавица» и «Щелкунчик», или косвенно, через новую редакцию «Лебединого озера» Чайковского после смерти композитора.
    Во многих случаях по-прежнему короткие балетные сцены использовались в операх для смены пейзажа или костюма. Пожалуй, самым известным примером балетной музыки как части оперы является «Танец часов» из оперы «Джоконда» (1876) Амилькаре Понкьелли.
    Кардинальное изменение в настроении произошло, когда был создан балет Игоря Стравинского «Весна священная» (1913).
Н К Рерих, Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Весна священная» ,1912

Музыка была экспрессионистской и нестройной, движения были сильно стилизованы . В 1924 году Джордж Антейл написал «Механический балет». Это подходило для фильма движущихся объектов, но не для танцоров, хотя было новаторством в использовании джазовой музыки. С этой отправной точки музыка балета делится на два направления — модернизм и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел с его амбициозной партитурой к фильму «Давайте потанцуем» (1937), составляющей более часа музыки, которая охватила рассудочный и технически отбиваемый ногой джаз и румбу. Одна из сцен была сочинена специально для балерины Гарриет Хоктор.
Многие говорят, джаз — танец лучше всего представлен хореографом Джеромом Роббинсом, который работал с Леонардом Бернстайном в «Вестсайдской истории» (1957). В некоторых отношениях это возвращение к «опере-балету», так как в основном сюжет рассказан в словах. Модернизм лучше всего представлен Сергеем Прокофьевым в балете «Ромео и Джульетта». Здесь пример чистого балета, и нет никакого влияния от джаза или любого другого вида популярной музыки. Еще одним направлением в истории балетной музыки является тенденция к творческой адаптации старой музыки. Отторино Респиги обработал произведения Джоаккино Россини (1792-1868) и их совместный ряд в балете называется «Волшебная лавка», премьера которой состоялась в 1919 году. Балетная аудитория предпочитает романтическую музыку, так что новые балеты coчетаются со старыми работами посредством новой хореографии. Известным примером является «Сон» — музыка Феликса Мендельсона, адаптированная Джоном Ланчбери.

В начале XIX века балетмейстеры ставили спектакли на собранную музыку, чаще всего скомпонованную из популярных и хорошо известных публике оперных фрагментов и песенных мелодий. Первым, кто попытался изменить существующую практику, стал композитор Жан-Мадлен Шнейцхоффер. За это он подвергался немалой критике начиная с первого своего сочинения — балета «Прозерпина» (1818):

Музыка принадлежит молодому человеку, который, судя по увертюре[* 1] и некоторым мотивам балета, заслуживает поощрения. Но я твёрдо верю (а опыт поддерживает моё мнение), что умело подобранные к ситуациям мотивы всегда лучше служат намерениям хореографа и яснее раскрывают его замысел, нежели музыка почти полностью новая, которая, вместо того чтобы пояснять пантомиму, сама ждёт пояснений.

Несмотря на нападки критиков, вслед за Шнейцхоффером от традиции создания балетных партитур, собранных из музыкальных фрагментов на мотивы других известных (чаще всего оперных) произведений, начали отходить и другие композиторы — Фердинан Герольд, Фроманталь Галеви, и, в первую очередь — Венцель фон Галленберг с его балетом «Альфред Великий» (1820). Таким образом, они постепенно оттеснили от создания балетных партитур ремесленников-составителей коллажей из популярных опер и, тем самым, открыли путь для творчества таких композиторов, как Адольф Адан, Лео Делиб, а затем — и Пётр Чайковский.

На протяжении всего XIX века композиторы работали в тесном сотрудничестве с балетмейстерами, зачастую прямо выполняя их указания. Так, Людвиг Минкус, начавший свою композиторскую деятельность в сотрудничестве с Артуром Сен-Леоном и затем плодотворно работавший с Мариусом Петипа, при создании своих партитур чётко следовал указаниям хореографа-постановщика и его плану — вплоть до количества тактов в каждом номере. В случае с Сен-Леоном ему даже приходилось использовал мелодии, заданные балетмейстером: согласно воспоминаниям Карла Вальца Сен-Леон, сам скрипач и музыкант, не раз насвистывал Минкусу мотивы, которые тот «лихорадочно переводил на нотные знаки».

Такая практика не соответствовала принципам того же Шнейцхоффера, который дорожил своей репутацией самостоятельного автора и при создании партитур всегда работал отдельно от хореографа (исключение было сделано лишь при создании балета «Сильфида» совместно с Филиппо Тальони в 1832 году).

  • Goodwin, Noel. «Ballet.» Grove Music Online. 13 Dec. 2009. www.oxfordmusiconline.com
  • Holloway, Robin. «Sugar and Spice: Robin Holloway Celebrates the Tchaikovsky Centenary.» The Musical Times 134 (Nov., 1993), 620-623
  • Mihailovic, Alexandar, and Jeanne Fuchs. «Tchaikovsky’s ballets: Interpretation and performance.» Tchaikovsky and his contemporaries: A centennial symposium. Westport, CT: Greenwood, 1999. 295-312.
  • Warrack, John Hamilton. Tchaikovsky Ballet Music. London, England: British Broadcasting Corporation, 1979.
  • Wiley, Roland John. «Three Historians of The Imperial Russian Ballet.» Dance Research Journal, 13, (Autumn, 1980), 3-16
  • Wiley, Roland John. Tchaikovsky (Master Musicians Series). New York: Oxford University Press, USA, 2009.
Источники
  1. В. М. Красовская. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. — Л.: Искусство, 1983. — 432 с.
Комментарии
  1. ↑ Увертюра к «Прозерпине» имела такой успех, что потом неоднократно исполнялась в концертах Парижской консерватории.

Золушка (список балетов) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Зо́лушка (Cinderella, «Сандрильона») — добрая и трудолюбивая девушка, без устали выполняющая самую грязную работу по дому. Её третирует мачеха и унижают сводные сестры, однако благодаря заботе своей феи-крёстной, она встречает сказочного принца, который меняет её жизнь. Сюжет этой волшебной сказки, наиболее популярной в изложении Шарля Перро (1697), привлекает балетных композиторов и постановщиков с начала XIX века. Построенный на сильном контрасте, он позволяет применить в театре широкий спектр приёмов — от гротеска до лирики и волшебства. В качестве музыкального произведения в настоящее время известен лишь балет Сергея Прокофьева (1944).

На музыку различных композиторов[править | править код]

  • 1822, Лондон — «Золушка» на музыку Фернандо Сора, балетмейстер Альбер (3 марта 1823 — парижская Опера). Вскоре эта постановка была перенесена в Россию супругой композитора, балериной Фелицатой Гюллень-Сор (совместно с Иваном Лобановым), она же исполнила главную партию. Премьера состоялась в московском Театре на Моховой 31 января 1824 года. 6 января 1825 спектаклем был открыт Большой театр. Впоследствии балет неоднократно возобновлялся.
  • 1871, Большой театр, Москва — «Волшебный башмачок» («Сандрильона») на музыку Карл Мюльдорфера, балетмейстер — Вацлав Рейзингер. Первоначально планировалось заказать музыку для этой постановки П. И. Чайковскому[1]. Постановка возобновлялась Алексеем Богдановым (1889) и Иваном Хлюстиным (1899).
  • 5 [17] декабря 1893, Мариинский театр, Санкт-Петербург — «Золушка[en]» на музыку Бориса Фитингоф-Шеля, балетмейстеры: Энрико Чеккетти (I и III акты), Лев Иванов (II акт), художественное руководство — Мариус Петипа. Главные партии исполняли Пьерина Леньяни (Сандрильона) и Павел Гердт (принц Шарман). В этом спектакле впервые в России балериной были исполнены 32 фуэте.
  • 2 мая 1901, Королевская опера, Берлин — «Золушка[en]» Иоганна Штрауса. Единственный балет композитора, партитура окончена Йозефом Байером в 1900 году. Балетмейстер — Эмиль Граб (Emil Graeb), главную партию исполнила Антониетта Дель-Эра. В 2008 году свою версию спектакля в Национальном театр Боснии и Герцеговины (Сараево) поставил Василий Медведев[2], либретто Яны Темиз перенесло действие в 60-е годы XX века. В 2009 году постановка перенесена в Измир (Турция)[3], в 2011 году — на сцену Харьковского театра оперы и балета (Украина)[4].
  • 1935, «Клуб Рамбер», Лондон — «Золушка». Балетмейстер Андре Ховард.
  • 1938, Русский балет полковника де Базиля — «Золушка» на музыку Камиля Эрланже. Балетмейстер Михаил Фокин, в главной партии — Татьяна Рябушинская.

На музыку С. С. Прокофьева[править | править код]

  • 21 ноября 1945 — Большой театр, Москва. Балетмейстер Ростислав Захаров, либретто Николая Волкова, художник Пётр Вильямс. Первые исполнители: Золушка — Ольга Лепешинская (затем — Галина Уланова), Принц — Михаил Габович (затем — Владимир Преображенский).
  • 8 апреля 1946 — Театр им. Кирова, Ленинград. Балетмейстер — Константин Сергеев, либретто Николая Волкова, художник Борис Эрдман. Первые исполнители: Золушка — Наталия Дудинская, Принц — Константин Сергеев. Новая редакция — 1964.
  • 23 декабря 1948 — «Сэдлерс-Уэллс балле[en]», Лондон. Балетмейстер Фредерик Аштон. Первые исполнители: Золушка — Мойра Ширер, Принц — Майкл Сомс[en], Шут — Александр Грант[en], сёстры Золушки — Фредерик Аштон и Роберт Хелпман[en].
  • 1968 — Одесский театр оперы и балета. Балетмейстер Олег Виноградов.
  • 29 ноября 1985 — Лионская опера. Балетмейстер Маги Марен.
  • 25 октября 1986 — Парижская опера. Балетмейстер Рудольф Нуреев, художник по костюмам Петрика Ионеско и Ханае Мори[en][уточнить]. Первые исполнители: Золушка — Сильви Гиллем, Кинозвезда — Шарль Жюд[fr] (?), Продюсер — Рудольф Нуреев.
  • 1991 — «Кремлёвский балет», Москва. Балетмейстер Владимир Васильев, художник Жерар Пипар. Первые исполнители: Золушка — Екатерина Максимова, Принц — Андрис Лиепа, Мачеха — Владимир Васильев.
  • 3 апреля 1999 — Балет Монте-Карло. Балетмейстер Жан-Кристоф Майо[en], художник Эрнест Пиньон[en]. Первые исполнители: Золушка — Орели Шефер[fr], Фея — Бернис Коппьетерс[en].
  • 5 марта 2002 — Мариинский театр, Санкт-Петербург. Балетмейстер — Алексей Ратманский, художник И. Уткин. Первые исполнители: Золушка — Диана Вишнёва, Принц — Андрей Меркурьев, Мачеха — Юлия Махалина, Худышка — Виктория Терёшкина, Кубышка — Маргарита Куллик.
  • 14 сентября 2017 — Михайловский театр, Санкт-Петербург (восстановление постановки Большого театра 1945 года). Хореография Ростислава Захарова в редакции Михаила Мессерера, сценография и костюмы Вячеслава Окунева по эскизам Петра Вильямса. Первые исполнители: Золушка — Анастасия Соболева (затем Анжелина Воронцова), Принц — Виктор Лебедев (затем Иван Зайцев).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *